Тициан: биография и картины

Тициан
Автопортрет, 1567 г. (кликабельно)

Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. Он использовал сюжеты из античной мифологии. Лучший портретист XVI века.

Тициано Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90 – 1576) родился в Пьеве-ди-Кадоре, это маленькая деревня в Доломитовых Альпах.

Когда мальчик переехал в Венецию (начало XVI века), то сразу поступил в мастерскую мозаичиста Цуккато, после чего учился у Джентиле и Джованни Беллини, на тот момент самого популярного живописца в Венеции.

В 1507 году он перешел в мастерскую Джорджоне.

Первые работы Тициана похожи на Беллини и Дюрера. В 1508 году он вместе с Джорджоне расписывает фасад Фондако деи Тедески.

В 1511 году художник берется за роспись Скуола ди Санто в Падуе.

Его первые работы («Цыганская мадонна», «Св. Собеседование», «Три возраста») еще говорят об очевидном влиянии Джоджоне.

Цыганская мадонна Тициана
«Цыганская мадонна» (около 1511 - 1512) (кликабельно)
Тициан: картины
«Св. Собеседование» (около 1512 - 1514) (кликабельно)
Три возраста
«Три возраста» (около 1513 - 1514) (кликабельно)

Тициан: Три возраста

А вот уже его аллегорическая композиция «Любовь земная и небесная», созданная в 1514-1515 гг., проявляет собственный стиль Тициана. Если раньше в работах художника читались лирика и идиллия природы, то сейчас появилось полнозвучие красок.

Любовь земная и небесная
«Любовь земная и небесная» (1514 - 1515) (кликабельно)

После смерти Джоджоне Тициан начинает работать над большой композицией «Битва», к этому времени у него уже была своя мастерская и два помощника.

Вознесение Марии
«Вознесение Марии» (1516 – 1518) (кликабельно)

В 1516 году художник получает заказ на картину «Ассунта» от приора монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари («Вознесение Марии», 1516 – 1518 гг.). Этот 7-метровый алтарь Тициан расписывал 2 года. Впоследствии именно эту работу назвали первым произведением венецианской живописи, которое проникнуто большим стилем Высокого Возрождения.

В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов.

«Мадонна с вишнями»
«Мадонна с вишнями» (кликабельно)
«Динарий кесаря»
«Динарий кесаря» (кликабельно)

По заказу своего влиятельного покровителя, феррарского герцога Альфонсо д’Эсте, Тициан занимался серией мифологических композиций («Приношение Венере», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»). Это были большие по формату композиции с множеством фигур. В них чувствовалось влияние сочинений Катулла и Филострата.

Вакханалия
«Вакханалия» (1518 – 1519 гг.) В переводе с греческого «вакханалия» означает неистовый пир, дикий разгул и развратное празднество. (кликабельно)

Тициан

«Вакх и Ариадна»
«Вакх и Ариадна» (1523) (кликабельно)

В 1526 году была закончена «Мадонна Пезаро» для алтаря церкви Санта-Мария Глариоза деи Фрари в Венеции. Тициан отказывается от традиционного центрического расположения образа и сдвигает композицию вправо, не лишая при этом ее гармоничности и уравновешенности.

Мадонна Пезаро
«Мадонна Пезаро». Перед Марией слева предстали заказчики – Пезаро. (кликабельно)

В 1523 году Тициан отправился в Феррару, где получает заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи и дожа Андреа Гритти.

В 1525 году художник женится на Чечилии, которая родила ему сыновей Помпонио и Орацио.

В 1528 году в Ферраре он занимает 1е место в конкурсе на написание картины «Убиение Петра-мученика» для церкви Санти-Джованни э Паоло.

В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Тициан был уважаем и популярен среди знати, благодаря своему таланту.

В 40ых гг. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей». Название придумал Аретино, друг Тициана. Для таких полотен были характерны торжественные и величественные портреты в полный рост.

Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам
«Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам» (1540 - 1541) (кликабельно)

В 30-40ые годы своего творчества Тициан пишет настоящие шедевры, в которых отображает человека во всей его титаничности. Именно в этот период художник проявляет свою неповторимость.

Введение во храм
«Введение во храм» (1534 - 1538) (кликабельно)

Одно из самых известных полотен Тициана – «Венера Урбинская». Картина символизирует узы брака. На заднем же плане служанки готовят приданное для девушки. Таким образом, Тициан хотел показать, как волнующая эротика соединяется с добродетелями брака, в частности с верностью, которую олицетворяет маленькая собачка у ног хозяйки.

Есть и другая интерпретация картины. По мнению исследователей, Венера Урбинская – это куртизанка, которая предлагает себя зрителю, направляя взгляд непосредственно на него.

В эпоху Ренессанса появились свои идеалы красоты и в этой картине они читаются как нельзя лучше. Если в середине века высокий лоб с выщипанными на лбу волосами был привлекателен, то теперь волосы на лбу мягко обрамляли черты лица. Самым популярным цветом волос считался светлый, хотя у итальянок он от природы темный. Грудь должна была быть маленькой, упругой и округлой. Слегка округленный животик, но не слишком выпуклый, как это отображалось на готических полотнах.

Венера Урбинская
«Венера Урбинская» 1538 (кликабельно)

В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме.

В 50ые годы художник все еще обращается к мифологическим образам, делая акцент на женской красоте. Но уже в это время прослеживаются драматические тенденции.

Венера и Адонис
«Венера и Адонис» 1554 (кликабельно)
Диана и Каллисто
«Диана и Каллисто» 1559 (кликабельно)

Поздняя манера исполнения проявилась в таких работах как «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Наказание Марсия», «Оплакивание Христа». Живописная структура отличалась размытостью границ между формой и фоном, приглушенными красками. Но эта «поздняя манера» не была принята современниками.

Св. Себастьян
«Св. Себастьян» (1565 - 1570) (кликабельно)

В последний период своего творчества Тициан сосредоточился на религиозной тематике. Марко Боскини, венецианский писатель, по словам Пальмы Младшего, ученика Тициана, утверждал, что художник после работы над своими полотнами, поворачивал их на несколько месяцев лицом к стене, а потом снова брался за работу, исправляя огрехи и ошибки. Последние мазки на холсте он делал больше пальцами, чем кистью, чтобы объединить краску и создать нужные штрихи.

Коронование терновым венцом
«Коронование терновым венцом» (кликабельно)

Судя по переписке с Аретино, Тициан был веселым человеком, который любил музыку, роскошь, женщин легкого поведения. Он отличался гениальностью и холодной расчетливостью, что и сделало его быстро разбогатевшим человеком. В его владениях были виллы и поместья. Как писал придворный герцога Урбинского, Тициан был одним из наиболее алчных людей.

Тициан скончался 27 августа 1576 года. Его похоронили в венецианской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Вадим

    Тициан, итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: