Опричнина

Опричнина

Картина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный

Царю Ивану IV (Иван Васильевич Грозный) еще не было 20 лет, когда он взошел на престол. Его окружали доверенные бояре, так называемая «избранная рада», которая имела полную власть в боярской думе. Центрального управления, подчиненного единой идеи, как такового не было. Советники при царе разбились на враждебные группы, преследовавшие свои цели. Именно в таком положении началось правление Ивана Грозного.

Особенно близки к царю были священник Сильвестр и Алексей Адашев (начальник Челобитного приказа). Именно они помогали Ивану Грозному в правительственной деятельности (земский собор, церковный собор, завоевание Казанского царства, Ливонская война). Но со временем, в результате домашних недоразумений, несогласий в политических взглядах, царь охладел к своим советникам. Нервное напряжение и недоверие нарастало все больше.

В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.

Опричнина

Картина П.Павлова. Бояре

Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу 2 грамоты.

Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).

Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.

Как раз к простонародью (купцам, тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».

Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.

Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.

Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.

Указ

Чтобы расправиться со всеми ослушниками и изменниками, царь предложил учредить особый двор – опричнину.

«Опричнина» произошло от древнерусского слова «опричь» — «особый», «кроме». Царь заимствовал этот термин из старого удельного языка. До событий при Иване IV опричниной считались выделенные для княгинь-вдов владения.

В этот особый двор должны были входить особые бояре, особые дворецкие, казначеи, управители, дьяки, приказные, дворовые люди, которых царь хотел «учинити себе особно».

В опричнину вошла тысяча человек, которым были отведены особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.

Карта. Опричнина

Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья, которые им отвели теперь.

Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.

Государство разделилось на 2 части: опричнину и земщину, где в первой части правил царь, а во второй – дума земских бояр.

Опричнина

Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова

Царь не медлил, и на следующий же день после собрания было обезглавлено шесть бояр, а седьмого посадили на кол.

Устроение

С этих пор царь спешно выехал из Кремля и приказал обустроить Александровскую слободу. Именно она стала «столицей» опричнины, где Иван Грозный и разместился, приезжая в Москву лишь на короткое время.

Опричник

Опричник

Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.

Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.

Опричники ездили в черных одеждах на вороных конях, потому опричнину окрестили «тьмой кромешной». Это было что-то вроде ордена отрекшихся отшельников.

Ключевский В.О. в своем курсе русской истории, ссылаясь на московскую летопись, говорит о потере нравственного равновесия царя, что повлекло за собой возникновение опричнины как социального явления. По словам историка, политического смысла в опричнине не было, так как она не позволяла разрешить проблему боярской измены. Будучи в прошлом (при отце и деде царя Ивана) абсолютной монархией, Московское государство наполнилось самодовольными бояринами, возомнившими себя «властными советниками государя всея Руси». Опричнина была своеобразным ответом Ивана Грозного на возникшую неизвестную ему и Руси новую силу.

Источники:

  • Ключевский В.О. Курс русской истории
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Александровская_слобода
  • http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html

Leave a Comment.