Мифология Айнов

Изображение сахалинского айнуМифология Айнов формировалась с XII до XV вв. н.э. Айнские племена населяли Японские острова и их мифология тесно переплетается с японской мифологией, а также с мифологией народов Северо-Восточной Азии.

Мировоззрение айнских племен основано на том, что душой обладают не только люди, но и все живое на земле (птицы, рыбы, насекомые, деревья).

Божество в мифах называли «камуй», что в переводе звучит как «тот, кто покрывает».

Верховным богом был Пасе камуй. Его также называли Мосири кара камуй, Котан кара камуй, Кандо кара камуй. Все эти названия обозначают, что Верховный бог был создателем миров, земель и являлся владетелем неба. Именно он, судя по верованиям, был создателем не только мира, но и богов.

Его помощники (рядовые божества) назывались Яйян камуй (ближние и дальние божества). Они представляли отдельные стихии или элементы мироздания. Не считая деления божеств на добрых и злых, все они были относительно равны между собой, что в корне отличается от системы божеств в японской мифологии.

Места заселения айнов в конце XIX века

Места заселения айнов в конце XIX века

Айны считали, что земля состоит из 6 миров, каждый из которых имеет свое предназначение. Люди живут в мире Канна мосири, что означает «верхний мир». Также мир людей называли Увекари нотереке мосири, что в переводе звучит как «мир, в котором множество топает ногами».
В представлении айнов их Канна мосири был большим океаном, в котором находились острова. Такое мировоззрение вполне объяснимо, ведь племена представляли планету, поделенную на острова, так как кроме небольших участков суши они ничего не видели.

Жертвоприношение медведю у айнов. Японский рисунок 1870 года

Жертвоприношение медведю у айнов. Японский рисунок 1870 года

Этот океан находился на спине гигантского лосося. Иногда он шевелился, и это было причиной землетрясений, а также приливов и отливов.

Мужчина айну, фотография 1880 года

Мужчина айну, фотография 1880 года

Под миром людей находился Нитне камуй мосири или мир дьяволов. Его также называли Тейне покла мосири («мокрый подземный мир»). Здесь обитали злые люди после своей смерти, отбывая назначенное наказание.

Рядом с Нитне камуй мосири находился и Камуй мосири, иначе «мир богов», где обитали добрые люди после смерти. Те, кто здесь живут, ходят вверх ногами и их ступни соприкасаются со ступнями живых людей, которые живут в Канна мосири.

Сразу же под миром богов находился Покна мосири или «Нижний мир», о котором ничего не известно.

На самом же нижнем уровне находился Тирана мосири или «Самый нижний мир», это была прекрасная и светлая страна.

Пасе камуй (Верховный бог) и его ближайшие божества жили на небе, которое также делилось на 6 уровней. Чем ближе к земле, тем меньше по значимости божество. Пасе камуй обитал в самом верхнем мире.

Айны, фотография 1904 года

Айны, фотография 1904 года

Изначально все элементы земли были перепутаны, и мир выглядел как болото. Когда Верховный бог захотел создать мир, он позвал трясогузку. Священная птица спустилась с неба и стала бить хвостом, крыльями, месить лапками, чтобы превратить болото в океан и отделить острова от воды.

Тотемические мифы в большинстве случаев представлены такими образами как трясогузка (покровительница влюбленных), медведь (бог гор и прародитель всего народа айнов), орел (спаситель айнов) и дерево ива (талисман новорожденных).

Leave a Comment.