Шумер

Цивилизации, существовавшие в Междуречье (кликабельно)

До сих пор историки не могут ответить на вопрос: откуда пришли шумеры и где находится их настоящая родина.

Шумерские легенды говорят только о высоких горах и о пути по морю, который и привел их к устью Евфрата. Также упоминается остров в море, который называли Дильмун (современное название Бахрейн). И якобы именно он был родиной шумерского народа, но на острове Бахрейн нет никаких гор, к тому же, археологи длительное время вели здесь безрезультатные раскопки. Хотя были найдены доказательства того, что шумеры здесь жили, но датировка поселений и кладбищ говорит о времени, когда шумерский народ уже жил в Междуречье.

Глиняная табличка шумеров

Не меньше загадок и вокруг древнешумерского языка. Этот язык не состоит в родстве ни с одним из тех, на которых говорили в древности, ни тем более из тех, на которых говорят сейчас. Поэтому историкам предстоит еще много работы в этой области.

Когда шумеры впервые оказались в Междуречье, то все их богатство составляли глина и тростник. Здесь не были ни камня, ни дерева, ни руды. Временные жилища строились из необожженной глины с тростниковыми крышами. Конечно же, проверку временем такие дома не выдерживали, их приходилось подмазывать и подправлять практически каждый год, а во время смены русла Евфрата их и вовсе забрасывали.

Из глины также мастерили игрушки детям, посуду для еды, позже использовали и для текстов.

Глиняные таблички шумеров делались следующим образом. Сырую глину раскатывали в плоскую табличку, и на ней острой палочкой писался текст. Историки назвали шумерское письмо клинописью. Записи, которые были временными, стирали, а важные документы обжигали в огне.

Из самых ранних были найдены записи храмовых чиновников. Они вели бухгалтерию и расчеты по хозяйству.

Шумеры сразу заметили, насколько может быть благодатна почва в здешних краях, но при этом не сразу поняли, как ее правильно орошать, чтобы не залить и не засушить урожаи.

Своеобразными культурными центрами, которые являлись и центрами по управлению сельским хозяйством, были храмы, где служили жрецы. Они измеряли земельные участки, занимались прокладкой каналов, вели расчеты урожаев. Здесь же в храмах собирали подати и раздавали еду.

Храмовые общины были единственной социальной единицей на протяжении 7 столетий у шумеров. Здесь не было ни государства, ни царя. Отдельные области жили сами по себе долгое время и развивались каждая по своему. В каждой такой области формировался один крупный город, в центре которого всегда был храм, посвященный богу (Шумерская мифология). Самые известные города Умма, Урук, Ур, Киш, Ниппур, Лагаш.

Верховного жреца называли «эн» или «энси». В их руках была вся власть, они постепенно продумали организацию земельных владений, формируя тем самым зачатки первых социальных слоев.

Главной противодействующей силой для жрецов были лугали, военные. Поскольку именно жрецы давали крестьянам возможность заработать на кусок хлеба, то народ всегда становился на сторону жрецов. Но в 2400 г. до н.э. в городе Лагаше власть захватил лугаль Эанатум. Воины умели только грабить и захватывать, поэтому все храмы все равно вернулись во владения жрецов, но ценой тысяч смертей и потерей урожаев.

Leave a Comment.