Родовая община: дальнейшее обустройство и упорядочивание

Для отливы топора

Форма из глины для отлива топора

Мы уже познакомились с общим устройством родовой общины здесь. Рассмотрим, как дальше упорядочивалась жизнь древних людей в общине.

Земледельцы и скотоводы, как и раньше, наблюдали за временем и событиями. Но теперь они не просто следовали природными изменениями, они учились планировать свои работы в зависимости от этих изменений. Они умели распределять запасы на год вперед, до следующих урожаев; примитивно высчитывали, сколько нужно для всей общины на следующих год посадить и вспахать.

Люди из общин следили за движениями Солнца и Луны. Они видели в процессах какую-то упорядоченность, делили время на сезоны, а сезоны на несколько более мелких частей.

Теперь все действия землепашцев и охотников происходили по определенному времени: в одно время сеяли, в другое жали, в третье строили жилища. Даже обряды стали регулярными по времени и проводились в одно и то же время каждый год.

Как передавали опыт и знания

Чтобы передать свои наработки, наблюдения и знания, люди в большинстве случаев использовали только речь. Не во всех культурах возникала письменность, так что делились от поколения к поколению прямым опытом или обменивали вещи. Например, янтарь, который добывают в Прибалтийских краях, был обнаружен на землях Средиземноморья.

obustrojstvo-i-uporyadochivanie-2

Сосуды. Бронзовая эпоха. Казахстан.

Археологи говорят, что уже в каменном веке (хронология первобытного мира) появлялись шахты, в которых добывали камни не только для своих нужд, но и для соседей, а вернее, для обмена с ними. Так, сырье, предметы, ценности стали обмениваться на больших расстояниях. Люди из дальних поселений узнавали по этим предметам, что где-то там живут такие же люди, но они, например, умеют разводить скот, или делают вкусные лепешки из зерна.

Необязательно знания передавались только лишь через обмен. Нередко встречались одни и те же умения, свойственные разным регионам. Например, выплавлять металл никто никого не учил, люди наблюдали за отдельными процессами, совершенствовали их со временем. А где-то в других краях, в своих особенных условиях, учились такому же опыту, но делали это немного по-другому.

Источник: Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история

Leave a Comment.