Родовая община

Родовая общинаОседлый образ жизни требовал от людей формировать новую общину. В среднем община могла включать 20 охотников, но если запасов еды было больше, то и людей в общине тоже могло быть больше.

Когда есть возможность обрабатывать землю, хранить зерно и содержать домашних животных, община может выдерживать уже более 100 человек.

Это были родовые общины, куда входили старые родственники, вновь прибывшие после вступления в брак или просто люди со стороны.

Сильнее община пока еще не могла разрастаться, так как продуктов еще было не так уж и достаточно, а форма общественной организации еще не предусматривала рычагов управления таким количеством людей.

Каких-то органов управления как таковых не было. Во главе стояли старейшины, то есть, более опытные и старые люди. Если же происходили столкновения, то общину защищали самые смелые молодые мужчины.

Материальных различий не было, но наиболее уважаемые люди отличались украшениями или оружием. Как правило, это означало, что такой человек имеет определенные навыки или знания, менее доступные другим.

Разделение труда было половозрастным. Это означало, что в зависимости от пола и возраста, человек мог выполнять работу определенной тяжести и это учитывалось.

Как зародились земледелие и скотоводство

Девочки возле матерей обучались готовить пищу, шить и ткать, расписывать посуду. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда, защищать свои земли.

Если человек забредал в чужие края, то у него спрашивали его родовое имя, то есть, имя его предка, по которому было названа его община. Как правило, имя предка – это название мифического существа, определенного явления природы или какого-то животного.

Традиция хоронить умерших появилась у людей при оседлом образе жизни. Связь с прошлым таким образом усилилась, люди с уважением относились к предкам и их словам.

rodovaya-obshhina-2

Наряду с повышением осознания родовой связи, увеличивалась ценность и земли. Учитывая, что ее обрабатывали, возделывали, охраняли, к ней привязывались, а свое всегда нужно защищать. Так появились охранные сооружения. Например, в городе Иери­хоне (место палестинского селения) уже в VIII тыс. до н. э. выстроили оборонительную стену и башню высотой 8 м.

Кочующий человек чувствовал большую связь с природой (растениями, животными), оседлый же человек ощущал больше связи со своим родом и землей.

Члены родовой общины никак не могли искусственно контролировать численность своей группы. Они интуитивно или в зависимости от каких-то факторов, связанных с пищей или сводом негласных правил, понимали, что кому-то пора покинуть «дом». Часть семей уходила, но, вероятно, не на край планеты, а в другие плодородные земли поодаль. Так начинали заселять большие территории и формировать деревни-поселения.

Отношения между поселениями, равно как и между людьми, могли быть разными – кто-то мог и хотел воевать, а кто-то искал выгоду в союзе. Последнее вполне логично: в зависимости от тех или иных ресурсов, в одной деревне чего-то было в избытке, а другого все время не хватало.

Например, территория гор Турции на востоке, – там большие запасы вулканического стекла, из которого хорошо получались стрелы, серпы, ножи, а вот немного южнее – и таких запасов уже не было. И жители южных земель выменивали это стекло на фрукты или шкуры животных.

Обмен сырьем – первая безденежная форма договора между чужими людьми.

Целые селения таким образом могли наладить отношения, основанные на обмене сырьем, браках и союзах против врагов.

Чтобы скрепить договор, устраивали что-то вроде пиршества.

Совместная трапеза – это одна из самых древних традиций человека.

Источник: Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история

Leave a Comment.